пятница, 4 апреля 2014 г.

Мой mail art - ЖЖЖ - о Женщине, о Жизни и жёлтом....

     Девочки, всем огромный привет! 
     У меня в рамках задания "Mail art", идущего в ЧсК до 9 апреля, сложились две  открытки. Работы взаимосвязаны между собой, т.к. раскрывают одну тему: предназначению Женщины, её любви, её долгу. Два образа, две женщины-легенды, представленные на открытках, для мня одновременно и реальны, и мифичны, но каждая из них   являет собой образец Женщины, исполнившей своё предназначение в жизни решительно и твёрдо.  Первая — Маргарита, сошедшая со страниц вечного романа Булгакова, вторая — женщина-миф Фрида Кало.  Этот объёмный пост о них, Женщинах, Жизни и жёлтом цвете. Надеюсь, он будет нескучен)))



   К любимой книге возвращаться всегда мучительно сложно.  Я не ставлю роман «Мастер и Маргарита» во главу всей литературы. Нет. Однако именно его прочтение даёт ответы на многие вопросы. А это важно. Удивительно свойство этой книги — к ней нельзя обратиться всякий раз. Роман идёт в руки в особые периоды жизни, переломные моменты. За моими плечами всего два прочтения, и пока время и обстоятельства не требуют очередного возвращения  к роману.  Но в рамках задания я выбрала отрывок именно из «Мастера и  Маргариты». Почему? Потому что всё сошлось. Само задание, обусловленное использованием определённых элементов,  время ( в том числе и в книге: действие московских глав романа приходятся как раз на позднюю весну), места. 




  В качестве визуализации  выбран отрывок из главы 13 «Явление героя» рассказ самого Мастера о первой встрече с Маргаритой.  Основной фон моей открытки: оттенки тёмно-синего, местами переходящего в грязно-синий, местами — лунно-синий.  Цвет отражает самую суть той эпохи, в которой жили герои романа и которая была слишком хорошо известна самому Булгакову.         Грязно-синий — цвет тревоги, безысходности, страшнее, чем чернота, ведь в ней ничего не видно, а в темноте синего постоянно что-то и кто-то мерещится. Это цвет варварского средневековья, когда  лучшие человеческие побуждения находятся под запретом новой тоталитарной Инквизиции.  И первой в этом списке стоит Любовь.  А ведь именно  ей пронизаны страницы романа! Любовь человечная, гуманистическая, любовь-сострадание, любовь мужчины и женщины. Поэтому любовь между Мастером и Маргаритой в страшные 30-е  не могла зародиться, вспыхнуть, проявиться. Нет. В тех условиях она «выскочила», «поразила». Это  настолько сильное сравнение Булгакова, которое просто, метко и точно охарактеризовало тревожную действительность 30-х гг. ХХ в.  Любовь «выскочила из-за угла», подобно вору.  Она пронзает пару  смертельным воровским оружием — финским ножом. 



    В открытке этот момент я решила изобразить вырезанной графической иллюстрацией к роману. На ней Маргарита оборачивается, смотря на пустынную улицу, фасад здания. За домом — пугающая синева. Оттиск трафарета Tim Holtz здесь перевоплощён не в лучи, а в осколки бьющегося стекла.  На открытке три изображения Маргариты. Центральная — лицо девушки, картинка, которая не относится к иллюстрациям  романа. Меня поразили глаза этой девушки: пронзительные и решительные.  И главное — на картинке не изображено лицо полностью. Вообще искать визуальный прототип Маргариты — заранее неудачное мероприятие)))  Моя открытка — это обращение к булгаковской Маргарите, которая, возможно, живёт в каждой из нас, к женщине,  которая способна пойти на подвиг, исполнить своё женское предназначение. 



     Сам Мастер в открытке присутствует незримо.  Его слова, реплики переведены в различные изображения: связанная шапочка с буквой «М», тот самый финский нож и веточка тревожных жёлтых цветов, спасённая отрытая книга-рукопись. И сам автор романа присутствует на открытке: его рукой оставлена надпись "Глава 19. Маргарита. см. тетрадь".      
     И ещё один символ, который я хотела разместить  это карта Таро «Шут». Но само  изображение шута могло нарушить общую композицию.  На помощь пришёл оттиск ромбов — арлекинова драпировка.
     В колоде Таро значение шута непросто и неоднозначно. Под прямой семантикой забияки, насмешника скрыто тайное, глубокое и высокое трагическое значение. Шут — вечно одинокий странник, его бытие — вещать истину, а одиночество — его карма. Поэтому шутовское одеяние в открытке наполняет особым смыслом открытку: все, кто глумился над романом Мастера — были наказаны. 
   На оборотной стороне карточке обнаружила любопытную деталь: год издания открытки 1929 совпадает с годом, который считается началом написания романа  "Мастер и Маргариты".  Вот такие неслучайности)) 


   Визуализировать роман «Мастер и Маргарита» очень трудно. Это личное произведение. Каждый, пропуская его через себя, будет воспринимать роман, его героев  по-своему. Поэтому я не стала делать серию открыток. Здесь, в задании появилась уникальная возможность поделиться своим впечатлением об очень не простой книге. 
   Эту работу я также хочу представить и в Территории талантов, в  задание "Мир фантазий и вымыслов", где нужно создать скрап-объект, вдохновившись книгой. 








     Теперь перехожу ко второй открытке. По сути, она продолжает заданную тему, которую я для себя выбрала. Фрида Кало — яркий пример женского подвига, отчасти она представляет наглядный пример и булгаковской  героини. Творчество Фриды — сугубо женское. Картины пронзительны. В них — все чаяния, переживания, все оттенки чувств. Обратите внимание, какие яркие цвета она использует на полотнах. Но краски обманчивы. Вся радужная палитра — цвета кричат о внутренней боли. 
       Её жизнь — это страдание Женщины. Фактически она, как и Маргарита, «стала ведьмой от горя и отчаяния». 
      Интуитивно я не обманулась, связав Маргариту и Фриду общей тематикой. Когда я собирала материал для открытки, стала попутно записывать  отрывки из дневника Фриды. Примечательно, как художница охарактеризовала жёлтый: «Жёлтый — безумие, болезнь,  страх. Частично: солнце и радость».  Как точно, горько и безысходно и как созвучно с булгаковскими словами: «тревожные жёлтые цветы».
     Центральный цвет открытки именно жёлтый. Это цвет пульсирующей боли женщины-художницы, которая пронесла по жизни все оттенки боли с насмешкой. Боль физическая, боль душевная — они переплелись нитями, но не сковали женщину. Но жажда жизни, умение любить — её личный подвиг. 




   Листья яблони  перевоплощены в мифические деревья, так я передаю мифологическую сторону творчества художницы. 
    В её картинах, действительно, тесно переплелись мифическое, религиозное, библейское, языческое, личное.
 Один лист (грецкий орех) выкрашен натуральными оттенками. Так я представила земную ноту Фриды, её связь с землёй, со страной, которую она любила.
  Вообще, листья, превращённые здесь в деревья — неслучайная задумка. Это и древние, мифические Деревья Жизни, и колорит Мексики. Несмотря на жёлтую боль, в этих деревьях живёт надежда, ибо именно так завещала художница: «Дерево Надежды, стой прямо!»  Таков и девиз этой открытки. Кстати, всё та же оборотная сторона открытки 1929 года. Ещё одно совпадение))




    Рядом с нарисованными цифрами майя — она пришла на Землю в июле и ушла отсюда тоже в июле —я использовала отрывки иллюстраций из дневника Фриды. Это красные кольца-глаза (ojos). Они же мной продублированы красными нитями на синем фоне. 


Фон — это стена синего дома, в котором жила Фрида и Диего. Я перенесла мемориальную памятку, но не стала заключать её в красную рамку, как в действительности в доме-музее Фриды Кало. Дело в том, что они жили вместе там вовсе не с 1929 по 1954 годы, а всего несколько лет. Но надпись я сохранила как память, что они вообще были вместе здесь, на Земле, в такой-то период.
    На своих картинах Фрида никогда не улыбается. У меня на открытке она стоит, прислонившись к стене своего синего дома, слегка насмешливо и немного устало улыбаясь уголками губ. Рядом с её изображением — отрывок последней, написанной за 8 дней до смерти картиной-утверждением: «Viva la vida». 








Ух! Вот я и поделилась всеми этапами работы, задумками и воплощениями))) Долгий пост получился, да?))) Поэтому огромное спасибо, кто мужественно прочёл его!  И ещё прошу извинения за нечёткие фотографии: снимала вечером, качество получилось  не ахти.Завтра днём буду исправлять, дополню нормальными картинками. Девочки, спасибо вам за вдохновение и поддержку!

P. S. Кое-какие снимки исправила, но это всё, на что способна моя "мыльничка" )))




"Чай с корицей": "Mail art"






12 комментариев:

  1. Потрясающе! Мало того, что открытки красивые, продуманные)) они ещё и сопровождаются историей, было интересно почитать)))

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуй, птичка-Марина))) Спасибо за отзыв, очень рада, что понравилась работа))

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересные карточки!! Столько смысла...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олесь, наверное, это мой бич - нет, чтобы просто что-то сваять, без всякого смысла)))

      Удалить
    2. а мне бы,почаще что-то ваять со смыслом))) это очень здорово,когда работы со смыслом!

      Удалить
  4. замечательные, очень интересные работы, спасибо от Территории Талантов

    ОтветитьУдалить
  5. Соглашусь с девочками, работы действительно очень интересные, смысловые! Саша, прочла твой пост и захотелось перечитать Мастера и Маргариту, именно с этой книги началось мое знакомство с Булгаковым. И ты права, что к этой книге возвращаешься в особые периоды свой жизни и хотела добавить и в разные периоды взросления :), если в школьные годы меня увлекала в первую очередь мистика, которой книга пронизана, то сейчас мне хочется перечитать те самые главы, которые я так нещадно пропускала – главы про Иешуа и Понтий Пилата.:)

    ОтветитьУдалить
  6. ))) Наташа, слов нет, как отблагодарить за отзыв! Очень тронута, спасибо! А говоря о романе, могу посоветовать прочесть после "Мастера" хорошее литературоведческое исследование Александра Мирера (Зеркалов) "Этика Михаила Булгакова" и "Евангелилие Михаила Булгакова". Сам автор когда-то был писателем-фантастом, потом стал изучать творчество братьев Стругацких, а завершил свою карьеру двумя интересными исследованиями о бессмертном романе Булгакова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, спасибо большое! Если я все-таки решусь на прочтение романа, обязательно прочту и Александра Мирера!

      Удалить
  7. волшебно!!! затаив дыхание, читала этот пост... я и сама очень люблю работы со смыслом, ваши открытки так выразительны, а Маргарита и Фрида просто потрясают! спасибо от "Чая с корицей"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо за столь высокую оценку! Ценю каждый комментарий. и очень рада, что пост понравился.

      Удалить