Девочки, всем огромный привет!
У меня в рамках задания "Mail art", идущего в ЧсК до 9 апреля,
сложились две открытки. Работы взаимосвязаны между собой, т.к. раскрывают одну тему: предназначению Женщины, её любви, её долгу. Два образа,
две женщины-легенды, представленные на открытках, для мня одновременно и
реальны, и мифичны, но каждая из них являет собой образец Женщины, исполнившей своё предназначение в жизни
решительно и твёрдо. Первая — Маргарита,
сошедшая со страниц вечного романа Булгакова, вторая — женщина-миф Фрида
Кало. Этот объёмный пост о них, Женщинах, Жизни и
жёлтом цвете. Надеюсь, он будет нескучен)))
К любимой книге возвращаться всегда мучительно
сложно. Я не ставлю роман «Мастер и
Маргарита» во главу всей литературы. Нет. Однако именно его прочтение даёт
ответы на многие вопросы. А это важно. Удивительно свойство этой книги — к ней
нельзя обратиться всякий раз. Роман идёт в руки в особые периоды жизни,
переломные моменты. За моими плечами всего два прочтения, и пока время и
обстоятельства не требуют очередного возвращения к роману.
Но в рамках задания я выбрала отрывок именно из «Мастера и Маргариты». Почему? Потому что всё сошлось.
Само задание, обусловленное использованием определённых элементов, время ( в том числе и в книге: действие московских
глав романа приходятся как раз на позднюю весну), места.
В качестве визуализации выбран отрывок из главы 13 «Явление героя» рассказ самого Мастера о первой встрече с Маргаритой. Основной фон моей открытки: оттенки
тёмно-синего, местами переходящего в грязно-синий, местами — лунно-синий. Цвет отражает самую суть той эпохи, в которой
жили герои романа и которая была слишком хорошо известна самому Булгакову. Грязно-синий — цвет тревоги, безысходности,
страшнее, чем чернота, ведь в ней ничего не видно, а в темноте синего постоянно
что-то и кто-то мерещится. Это цвет варварского средневековья, когда лучшие человеческие побуждения находятся под
запретом новой тоталитарной Инквизиции. И
первой в этом списке стоит Любовь. А
ведь именно ей пронизаны страницы романа! Любовь человечная,
гуманистическая, любовь-сострадание, любовь мужчины и женщины. Поэтому любовь между Мастером и
Маргаритой в страшные 30-е не могла зародиться, вспыхнуть, проявиться. Нет. В тех условиях
она «выскочила», «поразила». Это
настолько сильное сравнение Булгакова, которое просто, метко и точно
охарактеризовало тревожную действительность 30-х гг. ХХ в. Любовь «выскочила из-за угла», подобно вору.
Она пронзает пару смертельным воровским оружием — финским
ножом.
В открытке этот момент я решила изобразить
вырезанной графической иллюстрацией к роману. На ней Маргарита оборачивается,
смотря на пустынную улицу, фасад здания. За домом — пугающая синева. Оттиск
трафарета Tim
Holtz
здесь перевоплощён не в лучи, а в осколки бьющегося стекла. На открытке три изображения Маргариты. Центральная —
лицо девушки, картинка, которая не относится к иллюстрациям романа. Меня поразили глаза этой девушки:
пронзительные и решительные. И главное —
на картинке не изображено лицо полностью. Вообще искать визуальный прототип
Маргариты — заранее неудачное мероприятие)))
Моя открытка — это обращение к булгаковской Маргарите, которая, возможно, живёт в
каждой из нас, к женщине, которая
способна пойти на подвиг, исполнить своё женское предназначение.
Сам Мастер в открытке присутствует незримо. Его слова, реплики переведены в различные
изображения: связанная шапочка с буквой «М», тот самый финский нож и веточка
тревожных жёлтых цветов, спасённая отрытая книга-рукопись. И сам автор романа присутствует на открытке: его рукой оставлена надпись "Глава 19. Маргарита. см. тетрадь".
И ещё один символ, который я хотела разместить — это
карта Таро «Шут». Но само изображение
шута могло нарушить общую композицию. На
помощь пришёл оттиск ромбов — арлекинова драпировка.
В колоде Таро значение шута непросто и неоднозначно.
Под прямой семантикой забияки, насмешника скрыто тайное, глубокое и высокое трагическое значение. Шут — вечно одинокий странник, его бытие — вещать истину, а
одиночество — его карма. Поэтому шутовское одеяние в открытке наполняет особым смыслом открытку: все, кто глумился над романом
Мастера — были наказаны.
На оборотной стороне карточке обнаружила любопытную деталь: год издания открытки 1929 совпадает с годом, который считается началом написания романа "Мастер и Маргариты". Вот такие неслучайности))
На оборотной стороне карточке обнаружила любопытную деталь: год издания открытки 1929 совпадает с годом, который считается началом написания романа "Мастер и Маргариты". Вот такие неслучайности))
Визуализировать роман «Мастер и Маргарита» очень
трудно. Это личное произведение. Каждый, пропуская его через себя, будет воспринимать
роман, его героев по-своему. Поэтому я
не стала делать серию открыток. Здесь, в задании появилась уникальная
возможность поделиться своим впечатлением об очень не простой книге.
Эту работу я также хочу представить и в Территории талантов, в задание "Мир фантазий и вымыслов", где нужно создать скрап-объект, вдохновившись книгой.
Теперь перехожу ко второй открытке. По сути, она
продолжает заданную тему, которую я для себя выбрала. Фрида Кало — яркий пример
женского подвига, отчасти она представляет наглядный пример и булгаковской
героини. Творчество Фриды — сугубо женское. Картины пронзительны. В них
— все чаяния, переживания, все оттенки чувств. Обратите внимание, какие яркие
цвета она использует на полотнах. Но краски обманчивы. Вся радужная палитра — цвета кричат
о внутренней боли.
Её жизнь — это страдание Женщины. Фактически она, как
и Маргарита, «стала ведьмой от горя и отчаяния».
Интуитивно я не обманулась, связав Маргариту и Фриду
общей тематикой. Когда я собирала материал для открытки, стала попутно записывать отрывки из дневника Фриды. Примечательно, как
художница охарактеризовала жёлтый: «Жёлтый — безумие, болезнь, страх. Частично: солнце и радость». Как точно, горько и безысходно и как созвучно
с булгаковскими словами: «тревожные жёлтые цветы».
Центральный цвет открытки именно жёлтый. Это цвет
пульсирующей боли женщины-художницы, которая пронесла по жизни все оттенки боли
с насмешкой. Боль физическая, боль душевная — они переплелись нитями,
но не сковали женщину. Но жажда жизни, умение любить — её личный подвиг.
Листья яблони перевоплощены в мифические деревья, так я
передаю мифологическую сторону творчества художницы.
В её картинах, действительно, тесно переплелись
мифическое, религиозное, библейское, языческое, личное.
Один лист (грецкий орех) выкрашен натуральными
оттенками. Так я представила земную ноту Фриды, её связь с землёй, со страной,
которую она любила.
Вообще, листья, превращённые здесь в деревья —
неслучайная задумка. Это и древние, мифические Деревья Жизни, и колорит
Мексики. Несмотря на жёлтую боль, в этих деревьях живёт надежда, ибо именно так
завещала художница: «Дерево Надежды, стой прямо!» Таков и девиз этой открытки. Кстати, всё та же оборотная сторона открытки 1929 года. Ещё одно совпадение))
Рядом с нарисованными цифрами майя — она пришла на
Землю в июле и ушла отсюда тоже в июле —я использовала отрывки иллюстраций из
дневника Фриды. Это красные кольца-глаза (ojos). Они же мной продублированы
красными нитями на синем фоне.
Фон — это стена синего дома, в котором жила
Фрида и Диего. Я перенесла мемориальную памятку, но не стала заключать её в
красную рамку, как в действительности в доме-музее Фриды Кало. Дело в том, что
они жили вместе там вовсе не с 1929 по 1954 годы, а всего несколько лет. Но
надпись я сохранила как память, что они вообще были вместе здесь, на Земле, в такой-то
период.
На своих картинах Фрида никогда не улыбается. У меня
на открытке она стоит, прислонившись к стене своего синего дома, слегка насмешливо и немного устало улыбаясь уголками губ. Рядом с её изображением —
отрывок последней, написанной за 8 дней до смерти картиной-утверждением: «Viva la vida».
Ух! Вот я и поделилась
всеми этапами работы, задумками и воплощениями))) Долгий пост получился, да?)))
Поэтому огромное спасибо, кто мужественно прочёл его! И ещё прошу извинения за нечёткие фотографии:
снимала вечером, качество получилось не
ахти.Завтра днём буду исправлять, дополню нормальными картинками. Девочки, спасибо вам за вдохновение и поддержку!
P. S. Кое-какие снимки исправила, но это всё, на что способна моя "мыльничка" )))
Потрясающе! Мало того, что открытки красивые, продуманные)) они ещё и сопровождаются историей, было интересно почитать)))
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, птичка-Марина))) Спасибо за отзыв, очень рада, что понравилась работа))
ОтветитьУдалитьОчень интересные карточки!! Столько смысла...
ОтветитьУдалитьОлесь, наверное, это мой бич - нет, чтобы просто что-то сваять, без всякого смысла)))
Удалитьа мне бы,почаще что-то ваять со смыслом))) это очень здорово,когда работы со смыслом!
Удалитьзамечательные, очень интересные работы, спасибо от Территории Талантов
ОтветитьУдалитьЛюбочка, спасибо тебе!
УдалитьСоглашусь с девочками, работы действительно очень интересные, смысловые! Саша, прочла твой пост и захотелось перечитать Мастера и Маргариту, именно с этой книги началось мое знакомство с Булгаковым. И ты права, что к этой книге возвращаешься в особые периоды свой жизни и хотела добавить и в разные периоды взросления :), если в школьные годы меня увлекала в первую очередь мистика, которой книга пронизана, то сейчас мне хочется перечитать те самые главы, которые я так нещадно пропускала – главы про Иешуа и Понтий Пилата.:)
ОтветитьУдалить))) Наташа, слов нет, как отблагодарить за отзыв! Очень тронута, спасибо! А говоря о романе, могу посоветовать прочесть после "Мастера" хорошее литературоведческое исследование Александра Мирера (Зеркалов) "Этика Михаила Булгакова" и "Евангелилие Михаила Булгакова". Сам автор когда-то был писателем-фантастом, потом стал изучать творчество братьев Стругацких, а завершил свою карьеру двумя интересными исследованиями о бессмертном романе Булгакова.
ОтветитьУдалитьСаша, спасибо большое! Если я все-таки решусь на прочтение романа, обязательно прочту и Александра Мирера!
Удалитьволшебно!!! затаив дыхание, читала этот пост... я и сама очень люблю работы со смыслом, ваши открытки так выразительны, а Маргарита и Фрида просто потрясают! спасибо от "Чая с корицей"
ОтветитьУдалитьЛена, спасибо за столь высокую оценку! Ценю каждый комментарий. и очень рада, что пост понравился.
Удалить